Геймификация в образовании: что это, плюсы и минусы, технологии, примеры, виды

В компаниях для развития профессиональных навыков у сотрудников организуется процесс обучения. Для этого создаются отдельные структуры, внедряются программные инструменты и автоматизированные комплексы. Сложность процесса заключается в неравномерности восприятия предоставляемой обучаемым информации. Одни улавливают её на лету, другим требуется детальное разъяснение мелочей. На эти мероприятия отводится конкретное время, за которое можно не успеть подготовить новую команду. Для этого разрабатывают методы ускорения обучения, внедряя геймификацию в образование. Теорию можно представить в виде викторин и конкурсов с призами, а практические навыки закреплять в игровом моделировании.

Что такое геймификация и зачем она в обучении

1
Карта прогресса. Учебный материал разделён на уровни. Каждый уровень соответствует выбранной теме. После изучения каждого следующего уровня участнику игры присваивается очередной уровень, по которому формируется награда за достижения. Чем выше уровень, тем ценнее презент. Каждый участник стремится получить высокий результат, что стимулирует соперничество.
2
Система баллов. Для оценки качества выполнения заданий вводится балльная система. Чем выше уровень соответствия, тем больше баллов. В опросах используется профильная информация, которая будет полезна в процессе исполнения должностных обязанностей. Также баллы могут начисляться за самостоятельную работу, выполнение дополнительных заданий и уроки вне класса.
3
Рейтинг. По результатам игры участники сводятся в рейтинговую таблицу. Тот, кто набрал больше баллов, занимает верхнюю строчку. Ему выделяется дополнительная награда, что становится ещё одной мотивацией усердно работать и ответственно подходить к процессу обучения. Рейтинговая система – хороший способ для соперничества.
4
Геймификация состоит из двух основ – механики и сценария. Необходимо тщательно продумать способы взаимодействия с элементами игры и придумать интересную историю. Под сценарием следует понимать свод правил, которым должны подчиняться все игровые процессы внутри проекта.
Суть методики обучения персонала через игровой процесс заключается в её эффективности.

Как добавить игровые элементы в свой курс

Геймификация в образовании – это процесс, который мы детально разобрали, но как его организовать? Существует масса способов внедрения игровой механики в процесс обучения персонала. Необходимо определиться, как именно они будут внедрены. Важно выбрать подходящий вариант, при этом он должен быть ориентирован на внеигровой результат. Главная цель – повышение уровня мотивации каждого сотрудника в организации. Так или иначе, игра должна включать рабочие вопросы, поиск ответов на которые является элементом обучения.

При выборе метода внедрения игрового принципа в образовательный процесс следует быть осторожным. Он связан с определёнными рисками:

  • длительный процесс разработки, требующий значительных денежных затрат;
  • стоимость обучения не должна влиять на экономические показатели компании, программа обучения должна обеспечивать результат с тройной окупаемостью, то есть работники должны выйти из игры максимально мотивированными и готовыми выполнять больше профильных задач;
  • быстрая динамика развития технологий, из-за чего программное обеспечение быстро устаревает;
  • подобные игры постоянно дополняются и развиваются вместе с компанией.

Далее рассмотрим, как внедрить геймификацию в образование, с примерами готовых решений.

Этапы обучения и игры

Внедрение игровой формы обучения требует понимания того, как на каждом из этапов будет происходить взаимодействие с игроком. Процесс можно разделить на шесть этапов по методике Александра Рябинина:
1
Информирование. Нужно оповестить сотрудников о начале игрового обучения. Сообщение должно содержать мотивационные элементы. Участники, достигшие более высокого уровня, будут премированы или получат какой-либо подарок. Это не обязательно должен быть дорогой предмет. Достаточно приобрести корпоративные символы, знаки, одежду с логотипом или памятные сувениры.
2
Начало взаимодействия с игроком. На первом этапе важно заинтересовать сотрудника компании в процессе и не разочаровать. Это выполняется через те же мотивации или сообщения о подарках в конце игры. Главная задача на этой ступени — вовлечь и удержать пользователя до конца.
3
Возвращение. Для детального восприятия информации, представленной в обучающем курсе, часто требуются повторные циклы. При каждом повторном вхождении в игру рекомендуется вносить что-то новое, чтобы не утратить интерес. Задача — вовлечь в обучение.
4
Развязка. При завершении игры важно удержать внимание игрока до самого конца. Для этого применяют дополнительные мотивационные средства и поддержку.
5
Дальнейшее обучение. Процесс образования не имеет конца. В любой сфере информация постоянно обновляется, дополняется и совершенствуется. После прохождения одного курса обучения сотрудник должен быть направлен на обучение по следующему курсу и так далее.
6
Пример подобного метода обучения может быть найден в фронтальном анализе в веб-дизайне. В процессе участвовали две группы: одна проходила стандартную учебную программу, а другая выполняла задания в квестах с теоретическими вставками. Предоставление материала в игровом формате оказалось не менее эффективным, чем в обычном методическом.

Способы и примеры геймификации в обучении

Геймификация в образовании — это не только один из принципов обучения персонала или студентов в учебных заведениях, но и способ отдохнуть, одновременно закрепив материал. Существует множество способов проведения игрового обучения. На практике применяют несколько продуктивных механик.

Втягивание

Основной задачей является повышение уровня вовлеченности через получение удовольствия. Чем больше игрок получает наслаждения от игры, тем дольше он будет в ней оставаться. Привлечь внимание и заинтересовать можно с помощью зрительного восприятия, изготовив красивую упаковку. Также используется методика презентации через аудиозапись.

Сказка

Продуктивным способом для запоминания является формат истории. Создайте образовательную программу с увлекательным сюжетом. Выделите персонажа, вокруг которого строится игровой процесс. Существует пример геймификации в образовании в виде сказки. Суть игры заключается в том, чтобы обучаемый прошел все этапы, получая новые знания и навыки. Перед выполнением каждого этапа предоставляется необходимый теоретический материал. Можно применить схожий принцип, взяв картинку из другой игры и добавив на неё точки с прикрепленными модулями заданий.

Соревнования

Каждая игра подразумевает соперничество. Можно организовать сетевой формат, когда все игроки будут одновременно отвечать на вопросы. Кто быстрее и полнее ответит, тот пройдет этап или получит больше баллов. Те, кто не смог ответить на все вопросы, будут повторно соревноваться с другим игроком, пока не изучат материал в рамках этой темы. Суть не в том, чтобы выделить лучших, а в том, чтобы обучить всех.

Расширение

Кроме обучения по основным профилям в компаниях применяют дополнительные экономические развивающие проекты. В них также используется бальная система, рейтинг и другие мотивационные элементы. С помощью такого подхода в штате обучаются широкопрофильные специалисты, которых можно будет перемещать на критические вакансии.
Хорошим примером геймификации станет игра с QR-квестами. По офису размещаются QR-коды, которые открывают доступ к новым заданиям или вопросам. Отвечая на них, участник получает баллы или открывает следующий уровень, например, ключ для поиска следующего задания.

Вариативность

Не все игроки одинаково воспринимают один формат обучения. Для лучшей адаптации рекомендуется создавать несколько вариантов, чтобы игроки могли выбрать предпочтительный — видео, текстовый, аудио или комбинированный. Также задания можно разделить по уровням сложности, что позволит выявить сотрудников с большим набором знаний по профилю. Важно при этом стимулировать сотрудников пройти все задания и изучить материал полностью.

Кроме упомянутых методов, также применяются награды за каждый квест и работа в команде. Каждый метод имеет свои особенности, но лучше всего комбинировать их и мотивировать сотрудников развивать свои навыки.

Можно ли оценить эффективность игры — и удовольствие от неё

Удовольствие — это внутреннее состояние человека, которое проявляется по-разному. Одни выплескивают наслаждение на окружающих, другие сдерживаются, косвенно показывая свое удовлетворение от игрового процесса и достигнутых результатов. Лучше всего оценивать другой показатель — эффект, отражаемый в воронке вовлеченности. Если участник прошел все квесты до конца, это означает максимальный интерес. Этот сотрудник ознакомился со всей теорией и обладает высоким потенциалом. С теми же, кто вышел на одном из этапов, нужно дополнительно поработать, помочь разобраться в теме и привлечь их к повторному прохождению курса.
Свяжитесь с нами и получите пробный доступ в Skill Cup
Напишите нам в телеграм
или заполните форму и
мы свяжемся с вами

Что ещё почитать: